- Введение ФОП
- Родителям
- Педагогам
- Наставничество
- Акции
- Профориентация
- Первичная профсоюзная организация
- Внутренняя система оценки качества образования
- Независимая оценка качества образования
- Оценочные процедуры
- Основы религиозных культур и светской этики
- Школьная служба медиации
- Школьный Спортивный Клуб
- Разговоры о важном
- Социально-психологическое тестирование
- РДДМ
- Билет в будущее
- Экологическое образование и воспитание
- ПОЧТА ДОВЕРИЯ
Введение ФОП
Утвердили новые федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Существенные изменения – добавили федеральные рабочие программы по обязательным предметам по ФГОС и удлинили учебный год на неделю. ФОП НОО и СОО действуют с 24 июля, а ФОП ООО – с 25 июля 2023 года.
Корректировки ФОП коснулись всех трех разделов – целевого, содержательного и организационного. Однако это не значит, что все изменения надо обязательно вносить в ваши ООП. Большинство правок – в частях, которые школы вправе менять под свои условия. Тексты новых ФОП смотрите на портале "Единое содержание общего образования".
ФОП НОО
В целевом разделе ФОП НОО добавили условие формирования индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения. В них объем дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объем домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Чуть скорректировали элементы внутренней и внешней оценки. Теперь внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценки;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Ранее в перечне было портфолио и отсутствовала промежуточная аттестация.
Внешняя оценка теперь включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию. Минпросвещения"" удалило те процедуры, на которые школа не может повлиять, например мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Удалили фразу о том, что для оценки предметных результатов освоения ООП НОО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
В содержательном разделе добавили 135 федеральных рабочих программ по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ. Появились и федеральные рабочие программы:
- по иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- математике;
- ОРКСЭ;
- изобразительному искусству;
- музыке;
- технологии;
- физкультуре.
В федеральном учебном плане фразу о 30-дневной общей продолжительности каникул заменили на характеристику учебных периодов. Их продолжительность составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель, во втором – не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
В федеральном календарном учебном графике установили, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, а не 20 мая, как было в предыдущей версии ФОП НОО. Добавили, что третья четверть длится 11 учебных недель для 2–4-х классов и 10 – для 1-х классов. Четвертая четверть – 7 учебных недель (для 1–4-х классов).
Дописали пояснение к триместровому планированию учебных периодов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5–6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
В федеральный календарный план воспитательной работы дописали дату 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма. Скорректировали название памятной даты 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
ФОП ООО
В целевом разделе ФОП ООО изменили составляющие внутренней и внешней оценки результатов освоения ООП. Теперь внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Ранее в перечне отсутствовала промежуточная аттестация и итоговая оценка.
Внешняя оценка теперь включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию. Минпросвещения удалило те процедуры, на которые школа не может повлиять – мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Добавили, что достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы и образовательных систем разного уровня.
При оценке метапредметных результатов теперь не надо оценивать у учеников овладение системой междисциплинарных (межпредметных) понятий.
Удалили фразу о том, что для оценки предметных результатов освоения ООП ООО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
Стартовую диагностику теперь предложили проводить в первый год изучения предмета на уровне основного общего образования и использовать как основу для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Ранее ее предлагали проводить только в 5-х классах.
В содержательный раздел добавили 115 федеральных рабочих программ по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ. Появились и федеральные рабочие программы:
- по иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- вторым иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- математике – базовый и углубленный уровень;
- информатике – базовый и углубленный уровень;
- физике – базовый и углубленный уровень;
- химии – базовый и углубленный уровень;
- биологии – базовый и углубленный уровень;
- ОДНКНР;
- изобразительному искусству;
- музыке;
- технологии;
- физкультуре.
В федеральной программе воспитания разделили гражданское и патриотическое воспитание на два самостоятельных направления. Изменили содержание духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового и экологического воспитания, а также ценностей научного познания. Указали более детальные и глубокие характеристики.
В федеральном учебном плане фразу о 30-дневной общей продолжительности каникул заменили на характеристику учебных периодов. Их продолжительность составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель, во втором – не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
В сетке часов первого варианта федерального учебного плана удалили «Родной язык» из предметной области «Русский язык и литература». Видимо, изначально он оказался там ошибочно, так как часы по нему не распределяли.
В федеральном календарном учебном графике установили, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, а не 20 мая, как было в предыдущей версии ФОП ООО. Теперь третья четверть длится 11 учебных недель, а четвертая – 7.
Дописали пояснение к триместровому планированию учебных периодов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5–6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
В федеральный календарный план воспитательной работы дописали даты:
- 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма;
- 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Скорректировали название памятной даты 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. День физкультурника теперь отмечается во вторую субботу августа, поскольку 12 августа на этот день выпадает только в 2023 году.
ФОП СОО
Поправили опечатки, связанные с упоминанием «ООО» вместо «СОО», и другие подобные.
В целевом разделе ФОП СОО скорректировали элементы внутренней и внешней оценки аналогично ФОП НОО и ООО. Теперь внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- итоговую оценку;
- промежуточную аттестацию;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Ранее в перечне отсутствовала промежуточная аттестация.
Внешняя оценка теперь включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию. Минпросвещения удалило те процедуры, на которые школа не может повлиять, например мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней. Соответственно, изменили и детали оценки личностных результатов освоения ООП.
Удалили фразу о том, что для оценки предметных результатов освоения ООП СОО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
В содержательный раздел добавили 73 федеральных рабочих программы по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ. Появились и федеральные рабочие программы:
- по иностранным языкам на базовом и углубленном уровне – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- вторым иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
- математике – базовый и углубленный уровень;
- информатике – базовый и углубленный уровень;
- физике – базовый и углубленный уровень;
- химии – базовый и углубленный уровень;
- биологии – базовый и углубленный уровень;
- истории, обществознанию, географии – для углубленного уровня;
- физкультуре.
В федеральной программе воспитания разделили гражданское и патриотическое воспитание на два самостоятельных направления. Изменили содержание духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового и экологического воспитания, а также ценностей научного познания. Суть не поменялась, но добавили более детальные и глубокие характеристики.
В подразделе с федеральными учебными планами поменяли местами сетки часов планов социально-экономического профиля (вариант 2) и социально-экономического профиля (вариант 3 с углубленным изучением обществознания и географии).
Добавили часы на изучение родного языка в примеры учебных планов с изучением родных языков:
- технологического (инженерного) профиля (с углубленным изучением математики и физики);
- технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики);
- социально-экономического профиля.
В федеральном календарном учебном графике указали, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая, а не 20 мая, как было в предыдущей версии ФОП СОО.
Изменили продолжительность четвертей. Теперь третья четверть длится 11 учебных недель, а четвертая – 7. Ранее устанавливали 10 и 8 недель соответственно.
Дописали пояснение к триместровому планированию учебных периодов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5–6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
В федеральный календарный план воспитательной работы дописали даты:
- 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма;
- 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Скорректировали название памятной даты 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Источник: приказы Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, № 370, № 371.
- ФЗ О внесении изменений в ФЗ Об образовании и ст 1 ФЗ об обязательных требования в РФ от 14.09.2022г (PDF, 0.76 Мб.)
- Федеральная образовательная программа начального общего образования (PDF, 2.09 Мб.)
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования (PDF, 3.54 Мб.)
- Федеральная образовательная программа основного общего образования (PDF, 4.2 Мб.)
- Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. № 03-68 О направлении информации (О введении федеральных основных общеобразовательных программ) (PDF, 0.76 Мб.)